Слишком холодный март сбил весь ритм весенних работ. По-хорошему еще в первых числах марта нужно было достать из подвала ящики с корне-клубнями георгин. Но в этом году я припозднилась. В результате даже в моем холодном подвале почки успели тронуться в рост.
Должна признаться, что я никогда не соблюдаю правила хранения георгины. Просто в моем саду этому роскошному цветку нет места. Точнее, есть только для карликовых. Остальные у меня заводятся стихийно: дала кому-нибудь саженец, а в ответ мне ну очень красивых георгин подкинули в благодарность. Ну не свинья же я, чтобы обижать человека отказом.
Почему то многие считают, раз в саду много цветов, то уж георгины обязательно должны быть. Ну не вписываются они в мой рукотворный ландшафт. Как и астры. Поэтому и те, и другие сидят в огороде на грядке, а не в цветниках. Чтобы все таки были, иначе откуда будут появляться в доме роскошные августовско-сентябрьские букеты. Понятно, что я не танцую над посадочным материалом: выживут клубни, значит будут георгины, нет – обойдемся. Может быть, поэтому они у меня сохраняются и размножаются со страшной силой.
Что я обязательно делаю с корне-клубнями после выкопки? Обрезаю на высоту 20 см стебли, прокалываю шилом перепонку в остатке стебля, чтобы вылить воду. Если этого не сделать, то может загнить в месте корневой шейки. Землю отряхиваю не слишком усердствуя, но слежу, чтобы не остались корни сорняков или черви. Через 2-3 дня вылеживания в проветриваемом помещении, осматриваю корне-клубни, все срезы и травмы смазываю зеленкой, затем на 3 минуты погружаю в раствор однопроцентной бордосской жидкости, быстро промываю под проточной водой и вновь сушу под навесом в прохладном месте.
Раскладываю по ящикам: каждый сорт отдельно плюс этикетка. Ящики у меня пластиковые от фруктов, на дно каждого стелю газеты в 2-3 слоя. Примерно неделю ящики с георгинами стоят в помещении при температуре +10-13 градусов, и только после этого опускаются в подвал. Там они хранятся на верхней полке, где температура зимой +2-4ºС.
За время хранения 2-3 раза осматриваю, если корни подсохли, то закрываю их слегка увлажненным сфагнумом, если сыроваты и начинают загнивать, удаляю все проблемные места, смазываю зеленкой, накрываю марлей и засыпаю на нее сухой перлит. Через неделю снимаю марлю с перлитом: он всю лишнюю влагу за это время забирает. Но такие проблемы у меня случаются очень редко. Обычно за все время хранения я ни разу не трогаю георгины.
Весной, как только достаю георгины из подвала, тщательно их осматриваю, осторожно удаляю налипший грунт, вырезаю все тонкие и поврежденные корни, опять смазываю места срезов зеленкой. Укладываю на газеты в ящики и опрыскиваю талой водой. Даю им 2-3 дня постоять в прохладном и темном месте, каждый день только опрыскивая водой.
За это время готовлю место, где корне-клубни будут подращиваться. У меня это зимний сад на втором этаже. Ставлю ящики на стол поближе к окнам, но так, чтобы солнечные лучи не попадали на них. Ящики выстилаю пленкой, затем слой газет, на них уже насыпаю 2-3 см смеси опилок с торфом. Увлажняю их из опрыскивателя. В воду добавляю эпин (1 мл на 1 л воды). Раскладываю корне-клубни опять же по сортам. Уже их опрыскиваю водой с эпином. Сверху прикрываю тонким слоем сфагнума, который буду регулярно сбрызгивать водой. Если нет сфагнума, то можно присыпать смесью торфа с опилками. Все. Теперь только ждать, когда появятся росточки.
Если нужно размножить понравившийся сорт, то при появлении ростка высотой 4-5 см вырезаю его с пяточкой и ставлю укореняться в минипарник (в легкий грунт под банку). Если деленка очень большая, а разлить ее трудно, то можно выщипывать лишние побеги, оставив только 3-4 самые крупные и толстенькие.
Пока георгины в прохладе и на свету выгоняют побеги, им не нужны ни подкормки, ни поливы, только постарайтесь регулярно опрыскивать водой верхний слой клубней. В воду можно добавлять марганцовку (светло-розовый раствор), можно эпин или вытяжку из биогумуса. Как только появится возможность вынести георгины на балкон или в теплицу – это нужно сделать. Крепкие стебли будут лишь тогда, когда растению не слишком жарко и есть свежий воздух.
Journal information